Зарисовки
Главы из романов
Рассказы
Статьи
О ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ
Интервью
ЮБИЛЕЙНОЕ ИНТЕРВЬЮ С ЛЕОНИДОМ ФИНКЕЛЕМ
В прессе об авторе
Интервью с Риммой Ульчиной
Повести

Опросы

Верите ли Вы в мистику?
20% Я реалист и мистику не верю
40% Иногда не нахожу другого объяснения, кроме мистического
40% Я верю в мистику
Мистерия - Это слово объясняет одну из величайших загадок мира

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИСТИЧЕСКОГО РОМАНА

Статьи Литературоведение

 Мистика ( от греческого – таинственный) предполагает религиозную практику, имеющую целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с богом, точнее – с личным богом; «Единение» с ним – диалогическое «общение», выражающее себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов, центральный из которых – смерть.

В наше время, когда атеизм себя изживает, исторически складывается такой тип литературного произведения, как «мистический роман», «мистическая повесть», «мистический рассказ».

Для каждой литературной эпохи типичны определенные жанры. Для нашего времени «мистический роман» стал актуальной формой выражения запроса времени. Он открыл психологическое богатство в горестях и радостях обыденной жизни, т.е. творчески ориентирован на интенсивный и заостренный психологизм, на динамичность и концентризм построения.

Его герои одержимы идеей – страстью, и все вместе они образуют большой диалог о мире, человеке и боге. Рамки жанра мистического романа становятся свободнее и вместе с тем адекватнее по отношению к обостренной в 21-ом веке проблеме взаимоотношений личности и мира.

Обращение к мифу, к мифологии – еще одна существенная черта мифического романа. Мифологизм мистического романа заключается в утверждении стоического, или героического пессимизма перед лицом бурлящего терроризмом и войнами современного мира. Отсюда притчевые, символические, или мифологизированные сюжеты. Мифы переживают свою вторую жизнь в мистическом романе, трансформируются в литературном творчестве, когда возможность подчас переходит в действительность благодаря алогичной стихии мифологии.

В мифе образы мыслятся овеществленными в буквальном смысле слова, и потому сознательное употребление приемов метафоры, аллегории и других тропов и фигур здесь невозможно.

Итак, мистический роман тесно связан с мифологией, и притом не только генетически – прежде всего через сказку, но и по типу отражения действительности ( содержательная образность). Это никак не исключает реалистичности повествования, тем более, что само мифотворчество давало жизненную картину мира. При этом надо помнить, что роман не есть мифология ( роман - эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития – эпос частной жизни; что касается мифологии – то это создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся вполне реальными).

Психологизм 21-го века в своем развитии естественно наталкивается на мифические первоосновы сознания, что дает возможность заставить мир архаики и мир современности объяснить друг друга. Это новый шаг, отмеченный в науке и литературной практике. Современные писатели нередко комментируют ветхозаветные мифологемы в собственном творчестве, доводя мифологизацию житейской прозы с ее алогичностью до необычайной последовательности. Так как человечеству необходимо видеть свое будущее с особой ясностью, - исследовать все возможные варианты.

Для современного мистического романа характерна некая алхимия творчества, духовное напряжение, провоцирующее взволнованность чувств и разума, самоотверженное неистовство, причудливая фантастичность коллизий, сочетание конкретно-бытовой предметности с фантастикой, смещение пространственных, временных и психологических планов, резкое смещение форм самой жизни. Для мистического романа характерен древний тип образности, присущий мифологии и архаике, т.е.гротеск; ныне это художественный прием. Гротеск создает особый гротескный мир – мир неестественный и странный. Пристрастие к гротеску и гиперболе ( контраст фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры), предельная метафорическая насыщенность, склонность к оксиморонам ( сжатая и парадоксально звучащая антитеза, например, « живой труп» - все это признаки «мистического романа», его общая художественная и функциональная специфика, когда предметом изображения является не эмпирическая действительность, а некий обобщенный смысл бытия. Трансформация реальных объектов и их подлинных связей и свойств сообщает мистическим образам их специфически высокую степень условности. Возможное и невозможное непрестанно превращаются друг в друга. В основе внутренней художественно смысловой структуры мистического образа лежит неразрывное противоречие возможного и невозможного. Образ становится источником цепной реакции пересоздания действительности. Эмпирическая реальность становится частью более широкого фантастического мира. Мистический роман – это типологическое единство, когда проникновение реального мира в сверхъестественный зачастую принимает форму намеренного « магического» действия – волшебства, колдовства, заклятья, тогда как обратное проникновение носит нередко спонтанный характер «ужасного чуда». Мрачная стихия потустороннего вступает в соприкосновение со стихией быта. Диалектика структуры мистически-гротескного образа – в превращении противоположностей ( красота и безобразие, старость и рождение, жизнь и смерть). Мистика вызывает психологический шок и транс.

Все происходящее в мистическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения.

Мистические даты

Фото автора

Мистический роман

Мистика и реальность

Мистика и реальность в романе Риммы Ульчиной - все произведения
Все права защищены, при цитировании материалов сайта ссылка на источник обязательна Copyright ©Rima Ulchin All rights reserved